Аттестация педагогических кадров — это комплексное оценивание уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности работников образовательных учреждений.
Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям квалификационных характеристик при присвоении им соответствующей квалификации.
Состав аттестационной комиссии
на 2024/2025 учебный год
Белая Светлана Эдуардовна - председатель аттестационной комиссии, заместитель директора по учебной работе, высшая квалификационная категория;
Клыга Татьяна Владимировна - заместитель председателя аттестационной комиссии, председатель профкома, учитель немецкого языка, высшая квалификационная категория;
Герасименко Елена Васильевна - секретарь аттестационной комиссии, учитель истории, высшая квалификационная категория;
Дайнеко Елена Семеновна - член аттестационной комиссии, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория;
Макушинская Светлана Михайловна - член аттестационной комиссии, директор учреждения, высшая квалификационная категория;
Пархоменко Жанна Васильевна - член аттестационной комиссии, учитель I ступени образования, высшая квалификационная категория;
Карцева Наталья Николаевна - член аттестационной комиссии, воспитатель учреждения, высшая квалификационная категория.
ПЛАН РАБОТЫ
аттестационной комиссии
государственного учреждения образования
«Средняя школа №1 г.п. Октябрьский имени А.Р.Соловья»
на 2024/2025 учебный год
№ п/п |
Содержание деятельности |
Сроки |
Ответственный |
1. |
Собрание педагогического коллектива по избранию аттестационной комиссии. |
Август 2024 г. |
Макушинская С.М. |
2. |
Распределение обязанностей между членами аттестационной комиссии. Ознакомление членов аттестационной комиссии с их обязанностями. |
Август 2024 г. |
Макушинская С.М. |
3. |
Изучение нормативной правовой базы по вопросам аттестации членами комиссии. |
Сентябрь 2024 г. |
Белая С.Э. |
4. |
Проведение собеседования с педагогами на предмет прохождения аттестации. |
Сентябрь 2024 г. |
Белая С.Э. Клыга Т.В. |
5. |
Проведение консультаций «Организационно-методические аспекты аттестации педагогов» для педагогических работников по вопросам проведения аттестации. |
В течение аттестацион. периода |
Белая С.Э. |
6. |
Изучение содержания личных дел, трудовых книжек педагогических работников, изъявивших желание проходить аттестацию на присвоение квалификационной категории. |
В течение аттестацион. периода |
Клыга Т.В Герасименко Е.В. |
7. |
Подготовка тестов, анкет, необходимых для проведения аттестации педагогических работников. |
Сентябрь 2024 г. |
Клыга Т.В. |
8. |
Составление перспективного плана аттестации педагогических работников. |
На 01.09. 2024 г. |
Белая С.Э. |
9. |
Обновление материалов стенда «Аттестация педагогических работников». |
В течение аттестацион. периода |
Клыга Т.В. |
10. |
Информация о работе аттестационной комиссии на педагогическом совете, совещаниях при директоре и т.д. |
В течение года |
Белая С.Э. Клыга Т.В. |
11. |
Прием заявлений о прохождении аттестации на присвоение аттестационной категории (второй, первой, высшей). |
В течение года |
Клыга Т.В. |
12. |
Выдача направлений на сдачу педагогами квалификационного экзамена на высшую квалификационную категорию в ГОИРО. |
По мере поступления заявлений |
Клыга Т.В. |
13. |
Семинар-практикум «Структура и содержательно-методические аспекты описания опыта педагогической деятельности» |
Декабрь 2024 |
Белая С.Э. Клыга Т.В. |
14. |
Осуществление взаимодействия с учреждениями повышения квалификации по вопросам аттестации на высшую категорию. |
В течение аттестацион. периода |
Белая С.Э. |
15. |
Индивидуальное ознакомление аттестуемых педагогов с требованиями к квалификационной категории. |
По индивидуаль- ному плану |
Клыга Т.В. Пархоменко Ж.В. |
16. |
Составление и утверждение плана изучения педагогической деятельности аттестуемых педагогов. |
С учетом графика аттестации |
Клыга Т.В. Карцева Н.Н. |
17. |
Организация и изучение деятельности аттестуемых педагогических работников. |
В соотв. с графиком аттестации |
Члены комиссии |
18. |
Систематизация и обобщение результатов деятельности аттестуемого. Подготовка материалов по результатам изучения педагогической деятельности аттестуемых. |
В соотв. с графиком аттестации |
Клыга Т.В. Члены комиссии |
19. |
Подготовка характеристик на аттестуемых. |
В соотв. с графиком аттестации |
Макушинская С.М., Белая С.Э., Клыга Т.В. |
20. |
Ознакомление аттестуемых с характеристиками. |
В соотв. с графиком аттестации |
Клыга Т.В. |
21. |
Проведение заседаний аттестационной комиссии. Оформление протоколов заседаний аттестационной комиссии. |
В соотв. с графиком аттестации |
Белая С.Э. Герасименко Е.В. |
22. |
Контроль своевременного оформления записи о прохождении аттестации в трудовой книжке аттестуемого педагога. |
Постоянно |
Белая С.Э. |
23. |
Отчет о работе аттестационной комиссии за 2024/2025 учебный год |
Июнь 2025г. |
Белая С.Э. Клыга Т.В. |
Перечень документов,
регламентирующих аттестацию педагогических работников
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании (14 января 2022 г. №154-3, принят Палатой представителей 21 декабря 2021 г.; одобрен Советом Республики 22 декабря 2021 г.)
Раздел II, глава 6
- статья 50. Педагогические работники;
- статья 51. Требования, предъявленные к педагогическим работникам;
- статья 52. Права педагогических работников;
- статья 53. Обязанности педагогических работников.
2. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 22.08.2012 №101 “Аб зацвярджэнні Інструкцыі аб парадку правядзення атэстацыі педагагічных работнікаў сістэмы адукацыі (акрамя педагагічных работнікаў з ліку прафесарска-выкладчыцкага складу ўстаноў вышэйшай адукацыі)”.
3. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 26.03.2014 №20 “Аб унясенні змяненняў і дапаўненняў у пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 22 жніўня 2012 №101”
4. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 26.11.2014 №163 “Аб унясенні змяненняў і дапаўненняў у пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 22 жніўня 2012 №101”
5. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 11.05.2017 №46 “Аб унясенні змяненняў і дапаўненняў у пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 22 жніўня 2012 №101”
6. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 01.08.2022 №216 “Аб унясенні змяненняў і дапаўненняў у пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 22 жніўня 2012 №101”
7. Постановление Министерства труда Республики Беларусь 29.07.2020 №69 «Об утверждении квалификационного справочника должностей служащих». Выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих, занятых в образовании (в редакции постановлениz Минтруда и соцзащиты от 24.02.2022 №13)
Документы, которые предоставляет педагогический работник для сдачи квалификационного экзамена в процессе аттестации на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист»
Педагогический работник для сдачи квалификационного экзамена в процессе аттестации на присвоение высшей квалификационной категории предоставляет следующие документы:
1. Направление на сдачу квалификационного экзамена (высылается учреждением образования).
2. Опыт педагогической деятельности в бумажном и электронном варианте (предоставляется во время экзамена).
Педагогический работник для сдачи квалификационного экзамена в процессе аттестации на присвоение квалификационной категории «учитель-методист» предоставляет следующие документы:
1. Направление на сдачу квалификационного экзамена (высылается отделом (управлением) образования, спорта и туризма районного (городского) исполнительного комитета в академию).
2. Опыт педагогической деятельности в электронном варианте (высылается на адрес академии: atestacia@academy.edu.by за 10 дней до начала экзамена).
3. Опыт педагогической деятельности в бумажном варианте (предоставляется во время экзамена).
4. Резюме с описанием методической деятельности (высылается на адрес академии:atestacia@academy.edu.by за 10 дней до начала экзамена).
Требования к представлению и защите педагогического опыта во время квалификационного экзамена
Представленные в квалификационную комиссию материалы по описанию опыта педагогической деятельности на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист» составляются самим претендентом. Материалы должны содержать описание системы или отдельных компонентов деятельности педагога в обобщенном виде, конкретные примеры деятельности, доказательства результативности опыта при решении педагогических задач.
Комиссией во время проведения квалификационного экзамена предлагается конкретная тема (раздел), по которой экзаменуемый проектирует фрагмент педагогической деятельности - модель урока, занятия. В данном фрагменте должны найти отражение основные положения педагогического опыта претендента на получение (подтверждение) квалификационной категории.
При устной защите опыта перед комиссией экзаменуемый оперирует разработанными во время экзамена материалами, ссылается на письменно представленное описание опыта и приложения к нему.
При оценке представленного письменного описания опыта педагогической деятельности и во время его защиты учитываются следующие показатели:
Согласованность целей, задач, прогнозируемого результата с заявленной проблемой:
обоснование актуальности проблемы собственной педагогической практики;
конкретность, диагностичность поставленной цели;
направленность задач на реализацию цели;
отражение степени достижения поставленной цели.
Сущность опыта:
степень обобщения и систематизации представленных материалов;
конкретизация опыта разработанными автором материалами;
описание алгоритма деятельности автора при реализации опыта;
обоснование (теоретическое и практическое) опыта, качество приложений.
Результативность, эффективность опыта: выделение критериев и показателей оценки результативности опыта;
доказательность результатов;
определение условий, способствующих и ограничивающих применение образовательного продукта (опыта) и перспективы его развития.
Методический уровень описания опыта:
ценность опыта для других педагогических работников (доступность и логичность описания опыта);
подготовленность опыта для распространения в педагогической среде.
Защита опыта на основе разработанной на экзамене модели (фрагмента) занятия:
эффективность, качество разработанной модели (фрагмента) занятия;
проявленность опыта автора в разработанной модели (фрагменте) занятия.
Примерная структура описания педагогического опыта
1. Информационный блок
1.1 Название темы опыта
Использование средств, приемов, методов и т.п. в образовательной практике.
1.2 Актуальность опыта
Противоречия, затруднения, проблемы, встречающиеся в массовой образовательной практике.
1.3 Цели опыта
Развитие способностей, качеств, знаний, умений, навыков обучающихся определенными педагогическими средствами в конкретной образовательной ситуации.
1.4 Задачи опыта
Отражение последовательности действий по достижению цели.
1.5 Длительность работы над опытом
Продолжительность работы, этапы.
2. Описание технологии опыта
2.1 Ведущая идея опыта
Выделение наиболее главного, существенного в деятельности автора, акцент на выделенный конкретный аспект деятельности.
2.2 Описание сути опыта
2.2.1 Отражение в общем виде методических и педагогических аспектов опыта - что защищается и как применяется. Желательно представить научную основу опыта, но описывать только те положения, методы и приемы, которые используются в данной работе.
2.2.2 К какому компоненту педагогической системы относятся данные исследования (определение целей содержания; подходы к построению, отбору, структурированию содержания; организация познавательной деятельности обучающихся; определение эффективных методов обучения и воспитания, поиск средств 'обучения и воспитания, коррекционной работы, контроля и др.).
2.2.3 Отражение педагогического опыта в системе: какие компоненты его составляют, какие взаимосвязи между ними существуют.
2.2.4 Отражение последовательности действий при применении основных приемов, форм, средств в контексте общей логики опыта, алгоритм деятельности обучающихся, поэтапные действия учителя.
2.2.5 Конкретизация материала через примеры каждого компонента системы опыта, фрагменты занятий, уроков, пособий и др.
2.2.6 Основные этапы формирования данного опыта, их преемственность.
2.3 Результативность и эффективность опыта
2.3.1 Определение критериев для диагностирования успешности данного опыта, представление методики описания и подсчета результатов.
2.3.2 Достаточность, конкретность, измеряемость показателей, взаимосвязанность показателей результативности опыта.
2.3.3 Доказательность результативности посредством конкретных примеров со ссылкой на материалы приложения.
2.3.4. Определение условий, позитивно и негативно влияющих на эффективность и результативность данного опыта.
3. Заключение
3.1 Конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта.
3.2 Перспектива дальнейшего совершенствования данного опыта и своей профессиональной практики.
3.3 Рекомендации по использованию педагогического опыта в деятельности других педагогов, возможности его применения в массовой практике.
3.4 Собственные статьи, выступления с данным опытом в педагогических аудиториях.
Приложения
- Технологические карты, планы-конспекты уроков, занятий,
мероприятий. - Список публикаций автора по теме опыта.
- Примеры дидактических материалов, анкет, опросников и т.д.
Список литературы
- Богачева, И. В. Мастер-класс как форма повышения профессионального мастерства педагогов : метод, рекомендации / И. В. Богачева, И. В. Федоров ; ГУО «Акад. последиплом. образования». -Минск: АПО, 2012.-98 с.
- Богачева, И. В. Обобщение и представление опыта педагогической деятельности : метод, рек. / И. В. Богачева, И. В. Федоров, О. В. Сурикова ; ГУО «Акад. последиплом. образования». - Минск : АПО, 2012.-92 с.
- Валеев, Г. X. Обобщение передового педагогического опыта с позиций системно-целостного подхода / Г. X. Валеев // Педагогика.-2005. - №5.
- Глинский, А. А. Управление системой методической работы в общеобразовательном учреждении : пособие для руководящих работников и специалистов учреждений общ. сред, образования и системы повышения квалификации / А. А. Глинский. - Минск : Зорны верасень, 2008. - 252 с.
- Дахин, А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и ... неопределенность / А. Н. Дахин // Педагогика. -2003.-№4. — С. 21-26.
- Запрудский, Н. И. Моделирование и проектирование авторских дидактических систем : пособие для учителя / Н. И. Запрудский. - Минск, 2008. - 336 с. - (Мастерская учителя).
- Кустобаева, Е. К. Управление процессом изучения и обобщения передового педагогического опыта / Е. К. Кустобаева // Методист. - 2002. - № 5.
- Левитес, Д. Г. Автодидактика : теория и практика конструирования собственных технологий обучения / Д. Г. Левитес. - М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2003. - 320 с.
- Пахомова, Е. М. Проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта в работе учреждений методической службы / Е. М. Пахомова // Методист. - 2005. - № 2.
- Праздникова, Г. 3. Готовимся к аттестации: технологии обобщения и описания педагогического опыта : практ. пособие / Г. 3. Праздникова. - М. : АРКТИ, 2007.
- Проблемы профессиональной компетентности: содержание и технологии аттестации педагогических кадров / М-во образования и науки Респ. Беларусь; ин-т повышения квалификации и перепод-гот. руководящих работников и специлистов образования; А.И. Жук, Н.Н. Кошель, Л.С. Черняк ; под ред. А.И.Жука -— Минск, 1996.
- Пуйман, С. А. Педагогический опыт: преемственность традиций и новаторства / С. А. Пуйман. — Минск : БГУ, 1999. — 156 с.
Требования к оформлению опыта педагогической деятельности
Экзаменуемый предоставляет авторскую методику или опыт педагогической деятельности в объеме не более 12 страниц (без приложения). Количество страниц в приложении - до 10. Материалы предоставляются в бумажном варианте и на электронном носителе. Правила оформления материалов: шрифт - TimesNewRoman, размер 14 пт, междустрочный интервал - 1,5; параметры страниц: левое поле - 3, правое поле - 1, верхнее и нижнее поля — 2, отступ первой строки - 1,25; текст печатается без сокращений, кроме общепринятых аббревиатур; Ссылки на литературу оформляются в квадратных скобках в конце предложения. Например: [7, с. 21].
Оформление литературы — согласно Инструкции по оформлению диссертации, автореферата и публикаций по теме диссертации, утвержденной постановлением Президиума Государственного высшего аттестационного комитета Республики Беларусь от 24 декабря 1997 г. № 178 (в редакции Постановления ВАК РБ 15.08.2007 № 4
Страницы нумеруются внизу справа, первый лист не нумеруется. На первой строке по центру - инициалы и фамилия автора. На следующей строке - название опыта заглавными буквами жирным шрифтом. На строке после названия опыта - название организации и координаты для связи с автором. Основной текст начинается через одну пропущенную строку.