Горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению. Хорошая организация школьного питания ведёт к улучшению показателей уровня здоровья населения, и в первую очередь детей, учитывая, что в школе они проводят большую часть своего времени. Поэтому питание является одним из важных факторов, определяющих здоровье подрастающего поколения. Полноценное и сбалансированное питание способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию детей и подростков, создаёт условия к их адаптации к современной жизни. Рациональное питание обучающихся — одно из условий создания здоровье — сберегающей среды в общеобразовательном учреждении, снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии.
Организации питания обучающихся в учреждениях образования осуществляется согласно статье 40 Кодекса Республики Беларусь об образовании с соблюдением нормативных правовых актов и иных документов.
В системе школьного питания реализуется принцип многоуровневого контроля качества питания, в том числе основная роль в организации и контроле за качеством питания отводится Совету по питанию.
В начале учебного года был создан Совет по питанию.
Совет по питанию осуществляет работу в соответствии с планом работы на год, утвержденным руководителем учреждения.
Функции Совета по питанию:
1. Контроль за выполнением примерного рациона питания, разнообразия блюд по дням недели.
Примерный рацион питания разрабатывается технологом (специалистом) отдела образования, утверждается начальником отдела образования, согласовывается со специалистом управления образования облисполкома) .
2. Контроль за организацией рационального питания:
- охват горячим питанием;
-дифференциацию питания по возрастным группам;
- физиологическая полноценность рационов, одинаковость предлагаемых блюд в ассортименте на любой прием пищи;
- строгий учет детей, нуждающихся в диетическом питании (с обязательным заключением).
3. Контроль за работой пищеблока.
- организация производственного процесса;
- ведение документации;
- санитарно-гигиеническое состояние пищеблока, складских помещений;
- режим мытья посуды;
- наличие необходимого инвентаря, посуды, моющих и дезинфицирующих средств;
- рабочее состояние холодильного и технологического оборудования, своевременная поверка весового оборудования с последующим пломбированием его и наличие заключительного акта;
- соблюдение личной гигиены работниками пищеблока.
4. Контроль за организацией снабжения продуктами питания пищеблока учреждения образования:
- меры по снижению затрат на закупку пищевых продуктов и сырья, исключения посредников из системыобеспечения;
- использование местных производственных ресурсов;
- заключение договоров на прямые поставки продуктов питания;
- принимаемые меры по удешевлению питания и улучшению его качества учреждениями образования, заготовка картофеля плодоовощной продукции и по возможности переработка (засолка, закваска и др. виды переработки), согласно нормативной документации;
- своевременность подачи заявок кладовщиком, поваром, медицинским работником, согласно примерного рациона питания и их выполнение в полном объеме и ассортименте.
5. Контроль за качеством продуктов, условиями их хранения и сроками реализации:
-соответствие качества продуктов, т.е. наличие документов, удостоверяющих качество продуктов с указанием даты выработки, сорта или категории, срока реализации, пищевой ценности. В товаротранспортных накладных наличие сведений о содержании в продуктах радионуклидов, а в овощах и фруктах - о содержании нитратов. Наличие маркировочных ярлыков в каждом фасованном поставляемом товаре. Соблюдение условий хранения, сроков годности продуктов и товарного соседства.
6. Контроль за вложением продуктов при приготовлении пищи и выходом блюд:
- осуществляется проверка закладки сырой продукции, выход готового блюда или изделия в соответствии с меню-раскладкой и технологической карты блюд;
- контроль раздачи пищи, температура блюда и время его подачи.
7. Контроль за соблюдением ключевых технологических операций при приготовлении пищи: выдерживается ли температурный режим, правильность холодной обработки сырья, продолжительность тепловой обработки, проходит ли сырье требуемую технологическую обработку и т.д.
8. Контроль за доброкачественностью пищи:
- данный контроль осуществляется на всех стадиях ее приготовления и заканчивается снятием проб. Контроль осуществляется на основе органолептического анализа отпускаемых на реализацию блюд. Соблюдение температурного режима подачи готовых блюд;
- соблюдение графика приема пищи детьми.
Помимо контрольных функций Совет по питанию проводит работу по пропаганде здорового образа жизни и основ рационального питания, контролю за денежными потоками и мониторинга охвата питанием учащихся за месяц, проводил работу по разработке методических рекомендаций, памяток и для педагогов, учащихся и родителей.
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ
- Ответственность за дежурство по столовой возлагается на классных руководителей, дежурного учителя по столовой.
- Время дежурства: с 1-го по 5-й уроки. Отсутствие дежурных на учебных занятиях в классном журнале учителем-предметником не отмечается.
- В 8.15 дежурные получают спецодежду и проходят инструктаж у дежурного администратора.
- Ответственные за учет питания в классах после 1-го урока (1, 2, 3-и классы в 8.15) обязаны сделать в столовой заказ на бланке заказа.
Дежурные обязаны:
- сервировать столы, соблюдая эстетические нормы, обеспечивать наличие салфеток на столах;
- следить за тем, чтобы после пищи учащиеся составляли грязную посуду на кухню;
- убирать со столов оставшуюся посуду, остатки пищи сметать при помощи щетки и совка, составлять скамейки;
- следить за порядком в столовой, пресекать нарушение дисциплины со стороны посетителей столовой.
Требования к внешнему виду дежурных:
- Фартук, колпак с фирменным логотипом, бейдж
- Прическа аккуратная
- Обувь сменная
- Руки чистые, ногти подстрижены.