6-й класс. Карточка-задание для учащихся
Экскурсия №1. Живая и неживая природа.
Наблюдение за живыми объектами.
Цель. Наблюдение и определение объектов и явлений живой и неживой природы.
Задания группе.
- Выберите понравившийся вам уголок природы на участке определённом учителем, опишите его и обоснуйте свой выбор.
- Ограничьте найденный участок с помощью шнура.
- Найдите на выбранном вами участке тела живой и неживой природы. Не ломайте ветки, не рвите растения, не ловите животных.
- Заполните таблицу в ваших записных книжках:
Объекты природы |
Живая природа |
Неживая природа |
1. 2. …… |
|
|
- Нарисуйте на листе А3 план выбранного вами участка и обозначьте на нем объекты живой природы красным цветом, а объекты неживой природы – синим цветом.
- Какие явления живой природы вы наблюдаете на выбранном вами участке?
- Представьте результаты вашей работы другим группам. Расскажите, как вы определили объекты живой и неживой природы и какие явления живой природы вы наблюдали.
Индивидуальное домашнее задание.
Подготовить отчёт об экскурсии по плану:
Тема экскурсии
Цель экскурсии
Дата и место проведение экскурсии
Состав группы
Результаты работы группы:
- перечислите найденные вашей группой объекты живой и неживой природы;
- назовите признаки, которые помогли вам определить объекты живой природы;
- нарисуйте наиболее понравившийся вам объект живой природы;
- назовите явления живой природы, которые вы наблюдали на пришкольном участке в этот день.
Ответьте на вопрос: может ли живая природа существовать отдельно от неживой природы? Почему вы так думаете?
6-й класс. Карточка-задание для учащихся
Экскурсия №2. Живые организмы зимой
Цель. Наблюдение и определение объектов и явлений живой природы зимой.
Задания группе.
- Найдите тот участок, который вы описывали осенью при проведении экскурсии №1.
- Ограничьте найденный участок с помощью шнура.
- Опишите ваш участок. Что изменилось на вашем участке зимой? Какая температура воздуха? Измерьте с помощью линейки толщину снежного покрова на вашем участке. Не ломайте ветки растений, не пугайте животных.
- Есть ли на вашем участке хвойные деревья? Какие?
- Есть на вашем участке цветковые растения? Какие? Определите их с помощью учителя или самостоятельно с помощью определительной карточки.
- Встретили ли вы беспозвоночных животных на экскурсии?
- Каких позвоночных животных вы встретили на экскурсии? Чем они заняты?
- Что можно увидеть на снегу?
- Как вы думаете, если раскопать снег, что или кого можно увидеть под снегом?
- Нарисуйте на листе А3 план выбранного вами участка и обозначьте на нем увиденные объекты живой природы.
- Какие явления живой природы вы наблюдаете на выбранном вами участке?
- Представьте результаты вашей работы другим группам. Расскажите, как вы определили названия деревьев или кустарников на вашем участке, каких животных вы встретили и какие явления живой природы вы наблюдали.
Индивидуальное домашнее задание.
Подготовить отчёт об экскурсии по плану:
Тема экскурсии
Цель экскурсии
Дата и место проведение экскурсии
Состав группы
Результаты работы группы:
- опишите погодные условия (температуру воздуха, толщину снежного покрова) и увиденные во время экскурсии приметы зимы;
- перечислите увиденные вашей группой объекты живой природы: хвойные растения –………….,
цветковые растения –………..,
беспозвоночные животные –…………,
позвоночные животные –………………
- чем были заняты животные, которых вы встретили на экскурсии?
- назовите признаки, по которым в зимний период можно определить названия деревьев и кустарников;
- нарисуйте наиболее понравившиеся вам два объекта живой природы, принадлежащие к разным царствам;
- назовите явления живой природы, которые вы наблюдали на пришкольном участке в этот день.
Ответьте на вопрос: как повлияло изменение температуры, длины светового дня, появление снежного покрова на жизнь живых организмов зимой?
6-й класс. Карточка-задание для учащихся
Экскурсия №3. Живые организмы весной в различных экосистемах
Цель. Наблюдение и определение объектов и явлений живой природы весной.
Задания группе.
- Найдите тот участок, который вы описывали зимой при проведении экскурсии №2.
- Ограничьте найденный участок с помощью шнура.
- Какая температура воздуха? Опишите ваш участок. Что изменилось на вашем участке весной? Не ломайте ветки деревьев и кустарников, не рвите растения, не пугайте животных.
- Найдите те виды древесных растений, которые вы определяли зимой по коре и форме кроны. Вспомните их названия. Какие изменения произошли с этими деревьями весной?
- Самостоятельно, используя определительную карточку, или с помощью учителя определите названия кустарников и травянистых растений на вашем участке (3-5 растений). Запишите их названия в ваш блокнот. Как можно отличить дерево, кустарник, травянистое растение?
- Каких беспозвоночных животных вы встретили на экскурсии? Чем они заняты? В каком ярусе они обитают? Запишите их названия в ваш блокнот.
- Каких позвоночных животных вы встретили на экскурсии? Чем они заняты? Какие из них обитают на деревьях? Запишите их названия в ваш блокнот.
- Нарисуйте на листе А3 план выбранного вами участка и обозначьте на нем увиденные объекты живой природы.
- Какие весенние явления в жизни живых организмов можно наблюдать на выбранном вами участке?
- Представьте результаты вашей работы другим группам. Расскажите, как вы различали деревья, кустарники, травянистые растения на вашем участке, каких животных вы встретили, и какие признаки весеннего пробуждения живой природы вы наблюдали.
Индивидуальное домашнее задание.
Подготовить отчёт об экскурсии по плану:
Тема экскурсии
Цель экскурсии
Дата и место проведение экскурсии
Состав группы
Результаты работы группы:
- опишите погодные условия (температуру воздуха) и увиденные во время экскурсии весенние изменения живых организмов на вашем участке;
- перечислите увиденные вашей группой объекты живой природы:
Хвойные растения |
Цветковые растения Деревья Кустарники Травы |
Беспозвоночные животные |
Позвоночные животные |
|
|
|
|
- чем были заняты животные, которых вы встретили на экскурсии?
- нарисуйте наиболее понравившиеся вам два объекта живой природы, принадлежащие к разным царствам;
- назовите признаки, по которым вы отличали деревья, кустарники, травянистые растения;
- составьте две цепи питания организмов: 1 –в травянистом ярусе; 2 – в ярусе деревьев и кустарников.
- назовите явления живой природы, которые вы наблюдали на пришкольном участке в этот весенний день. Сравните с теми явлениями живой природы, которые вы могли наблюдать на зимней экскурсии.
Ответьте на вопрос: как повлияло изменение температуры, длины светового дня, на жизнь живых организмов весной?
Дайте своему участку собственное название, связанное с какими-то событиями или впечатлениями. Объясните, почему вы дали такое название.
7-й класс. Карточка-задание для учащихся
Экскурсия №1. Многообразие растений. Осенние явления в жизни растений.
Цель. Определение видовой принадлежности деревьев и кустарников, наблюдение осенних явлений в жизни растений.
Задания группе.
- Выберите понравившийся вам уголок природы на участке определённом учителем, опишите его и обоснуйте свой выбор.
- Ограничьте найденный участок с помощью шнура.
- Обследуйте территорию участка и, используя собственные знания или определительные карточки, определите видовой состав деревьев и кустарников. Есть ли на вашем участке вечнозелёные растения?
- Заполните таблицу в ваших записных книжках:
Вечнозелёные растения |
Листопадные деревья |
Листопадные кустарники |
1. 2. …… |
1. 2. …… |
1. 2. ….. |
- Соберите листья и плоды определяемых деревьев и кустарников. При этом не ломайте ветки, собирайте только опавшие плоды и листья.
- Какие собранные вами плоды, на ваш взгляд, распространяются ветром, а какие с помощью животных? Почему вы так думаете?
- Нарисуйте на листе А3 план-схему выбранного вами участка и обозначьте на нем деревья и кустарники, которые вы определили. Сохраните эту схему для работы на весенней экскурсии. Это значительно облегчит вашу работу при проведении экскурсии №2.
- Соберите листья одного вида, но различной окраски. Попробуйте собрать листья всех переходных цветов. Установите, где больше окрашенных листьев – в верхней части кроны деревьев или в нижней.
- Проследите последовательность изменения окраски листьев у различных видов деревьев (или у одного из видов деревьев). С помощью двусторонней клейкой ленты размещаем собранные листья на листах белой бумаги формата А4 в следующей последовательности:
Виды деревьев |
Зелёный лист |
Частично изменивший окраску лист |
Полностью изменивший окраску лист |
Берёза Липа Клён ……….
|
|
|
|
- Какие осенние явления в жизни растений вы наблюдаете на выбранном вами участке?
- Представьте результаты вашей работы другим группам. Расскажите, по каким признакам вы определили видовую принадлежность деревьев и кустарников на вашем участке, и какие явления живой природы вы наблюдали.
Индивидуальное домашнее задание.
Подготовить отчёт об экскурсии по плану:
Тема экскурсии
Цель экскурсии
Дата и место проведение экскурсии
Состав группы
Результаты работы группы:
- опишите погодные условия и увиденные во время экскурсии приметы осени;
- перечислите виды деревьев и кустарников, которые вы определили на вашем участке:
вечнозелёные растения –……………………..;
листопадные деревья –……………………….;
листопадные кустарники –……………………
- перечислите признаки, по которым вы определили видовую принадлежность деревьев и кустарников. Опишите, используя эти признаки по два вида деревьев и кустарников. Зарисуйте их листья и плоды. Каким способом распространяются плоды и семена у этих видов растений?
- назовите осенние явления в жизни растений, которые вы наблюдали на пришкольном участке в этот день.
Ответьте на вопросы:
1 Почему растения различных видов меняют окраску листвы неодновременно? Обоснуйте свой ответ и приведите примеры.
2 Жители европейских городов замечали, что осенью рядом с неисправными фонарями деревья быстрее желтеют и у них раньше начинается листопад. Попытайтесь объяснить данное явление.
Напишите небольшой рассказ (можно от первого лица) на тему «Листопад», используя известные вам из курса биологии 6-го класса понятия: хлоропласты, хромопласты, вакуоли, фотосинтез. Примените знания, полученные на экскурсии, при объяснении значения листопада в жизни растений.
Дополнительное задание. Спланируйте наблюдение, для того, чтобы выяснить, как изменяется окраска листьев в зависимости от условий произрастания растений (время года, увлажнение почвы, минеральное питание). Какие результаты вы ожидаете получить?
7-й класс. Карточка-задание для учащихся
Экскурсия №2. Разнообразие цветковых растений, их мест обитания. Весенние явления в жизни растений
Цель. Определение видовой принадлежности цветковых растений, изучение их морфологического строения, способов опыления, наблюдение весенних явлений в жизни растений.
Задания группе.
1.Найдите участок на территории школы, который вы описывали осенью при проведении экскурсии №1.
2.Ограничьте найденный участок с помощью шнура. Не ломайте ветки деревьев и кустарников, не рвите растения.
3.Найдите виды древесных и кустарниковых цветковых растений, которые вы определяли осенью. Вспомните их названия. Какие изменения произошли с этими деревьями и кустарниками весной? В какой фенофазе они находятся?
4.Самостоятельно, используя определительную карточку, или с помощью учителя определите названия травянистых цветковых растений на вашем участке (3-5 растений). Запишите их названия в ваш блокнот. В какой фенофазе они находятся?
5.У видов древесных, кустарниковых и травянистых растений которые вы определили, рассмотрите стебли, листья, цветки. Опишите эти растения данного участка, заполняя таблицу:
Наблюдаемые цветковые растения
деревья кустарники травянистые растения
Признаки |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Фенофаза |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Положение стебля в пространстве |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Листо-расположение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Жилкование листа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тип листовой пластинки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Одиночный цветок или соцветие (какое?) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Окраска цветков |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Размеры цветков, мм |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Определите по строению цветков способ опыления наблюдаемых вами растений. Почему вы так думаете?
7 Нарисуйте на листе А3 план-схему выбранного вами участка и обозначьте на нем деревья, кустарники, травянистые растения, которые вы определили. (Можно использовать план-схему, составленную на осенней экскурсии. Это значительно экономит время, ведь там уже обозначены виды деревьев и кустарников. Останется только нанести местоположение травянистых цветковых растений).
8 Есть ли на вашем участке виды цветковых растений, растущие:
- при недостатке влаги?
- при избытке влаги?
- при недостатке света?
- при избытке света?
Отметьте особенности строения этих растений в связи с местом обитания. Отличаются ли сроки цветения этих растений? Сделайте вывод о воздействии условий среды на растение.
9 Какие весенние явления в жизни растений вы наблюдаете на выбранном вами участке?
Представьте результаты вашей работы другим группам. Расскажите:
- по каким признакам вы определили видовую принадлежность деревьев, кустарников, трав на вашем участке,
- как по строению цветков можно определить способ их опыления,
- можно ли по строению растения определить его местообитание,
- какие весенние явления в жизни растений вы наблюдали.
Индивидуальное домашнее задание.
Подготовить отчёт об экскурсии по плану:
Тема экскурсии
Цель экскурсии
Дата и место проведение экскурсии
Состав группы
Результаты работы группы:
- Опишите погодные условия и увиденные во время экскурсии приметы весны.
- Перечислите виды деревьев, кустарников, трав, которые вы определили на вашем участке:
деревья –……………………….;
кустарники –…………………...;
травянистые растения – …………………………
- Перечислите признаки, по которым вы определили видовую принадлежность деревьев, кустарников, трав. Опишите, используя эти признаки 2 вида цветковых травянистых растений.
- Зарисуйте их цветки. Каким способом опыляются цветки у этих видов растений? Свой ответ обоснуйте.
- Назовите весенние явления в жизни растений, которые вы наблюдали на пришкольном участке в этот день.
Ответьте на вопросы:
1 Как по строению растения можно определить его местообитание? Обоснуйте свой ответ и приведите примеры.
2 Почки деревьев и кустарников трогаются в рост весной в определённое время. Как они «узнают» нужное время.
Попытайтесь дать научное обоснование такому факту:
В нижней части стволов старых деревьев много трещин, которых нет у молодых растений. Число трещин в большей степени характеризует возраст дерева, а не условия его произрастания.
Дополнительное задание. Напишите небольшой рассказ (можно от первого лица) о своей жизни от имени любого дерева на пришкольном участке.
8-й класс. Карточка-задание для учащихся
Экскурсия №1. Видовое разнообразие живых организмов окрестностей школы.
Цель. Ознакомление с видовым разнообразием животных на территории школы, особенностями их строения и мест обитания, приспособлений к среде обитания.
Задания группе.
1.Выберите понравившийся вам уголок природы на участке определённом учителем, опишите его и обоснуйте свой выбор. Не пугайте животных, не рвите растения, не ломайте ветки деревьев и кустарников. Все изучавшиеся животные обязательно выпускаются на волю.
2.Ограничьте найденный участок с помощью шнура.
3.Выберите пробный участок не с сухой почвой размером 20х20 см. Рассмотрите животных, обитающих на поверхности почвы. Используя пинцет, соберите их в пластмассовую коробочку и рассмотрите с помощью лупы. Определите(с помощью учителя или определительных карточек), к какому типу, классу, отряду, роду, виду относятся эти животные. Запишите их названия в ваш блокнот.
4.На пробном участке осторожно выкопайте почвенный монолит в виде кубика 20х20х20. Положите его нижней стороной вверх на лист белой бумаги или кусок светлой ткани. Рассмотрите (можно использовать лупу), какие животные, в каком количестве встречаются под слоем дёрна. Определите (с помощью учителя или определительных карточек), к какому типу, классу, отряду, роду, виду относятся эти животные. Запишите их названия в ваш блокнот. Ликвидируйте следы своей деятельности: заройте ямку, уложите дёрн.
5 Попытайтесь найти животных в травянистом ярусе. Рассмотрите насекомых на травянистых растениях. Отметьте, чем они заняты. Можно провести «кошение» данного участка. Определите (с помощью учителя или определительных карточек), к какому типу, классу, отряду, роду, виду относятся найденные животные. Запишите названия животных в ваш блокнот.
6 Осмотрите кусты и деревья. Каких животных вам удалось увидеть? Определите (с помощью учителя или определительных карточек), к какому типу, классу, отряду, роду, виду относятся эти животные. Запишите их названия в ваш блокнот.
7 Запишите родовые или видовые названия животных, которых вы увидели на экскурсии, предварительно распределив их на группы беспозвоночных и позвоночных животных:
Увиденные животные
Местообитание |
Беспозвоночные животные |
Позвоночные животные |
Почва (до 20 см) |
|
|
Поверхность почвы |
|
|
Травянистый покров |
|
|
Кустарники |
|
|
Деревья |
|
|
8 Нарисуйте на листе А3 план-схему выбранного вами участка и обозначьте на нем деревья, кустарники, травянистые растения, нанесите расположение увиденных животных. Значительно облегчит и ускорит вашу работу, если вы сохранили план-схему, выполненную на экскурсиях в 7-ом классе. Ведь там уже обозначены растения, произрастающие на вашем участке. Вам останется только нанести расположение обнаруженных животных.
9 Представьте результаты вашей работы другим группам.
Расскажите:
- каких беспозвоночных и позвоночных животных вам удалось увидеть в почве, на поверхности почвы, в травянистом покрове, на кустарниках, на деревьях?
- по каким признакам вы определяли принадлежность животных к определённому типу, классу, отряду, роду, виду? Приведите примеры.
- Почему животные, которые встречаются в почве, не встречаются на кустарниках и деревьях?
Индивидуальное домашнее задание.
Подготовить отчёт об экскурсии по плану:
Тема экскурсии
Цель экскурсии
Дата и место проведение экскурсии
Состав группы
Результаты работы группы:
- Опишите (оформите в виде таблицы) 3 вида беспозвоночных животных, которых вы встретили на экскурсии, по плану:
1.Место обнаружения
2.Тип
3.Класс
4.Отряд
5.Род
6.Вид
7.Размеры
8.Окраска
9.Количество конечностей (если есть)
10. Особенности передвижения
11. Особенности строения крыльев (если есть)
12. Стадия развития (для насекомых)
13. Действия животного во время экскурсии
- Зарисуйте описанных вами беспозвоночных животных.
- К каким экологическим группам относятся птицы, которых вы увидели во время экскурсии?
- Какую роль выполняют описанные вами беспозвоночные животные и птицы на пришкольном участке?
Ответьте на вопросы:
Какие события, увиденные вами на экскурсии, показывают, что животные-обитатели пришкольного участка связаны с растениями?
2 Докажите на примере, что животные-обитатели пришкольного участка связаны между собой?
Напишите жалобу или благодарность директору школы от имени любого конкретного растения или животного, обитающего на пришкольном участке.
Дополнительное задание.
1. Спланируйте опыт, чтобы определить значение дождевых червей в процессе почвообразования. Используйте стеклянную банку, сырую почву, песок, листовой опад. Какие результаты вы ожидаете получить?
2 Найдите паутину паука-крестовика. Установите её размеры с помощью циркуля и линейки. Посчитайте число радиальных и окружных нитей. Проведите наблюдение над пауком-крестовиком, с целью выяснения особенностей поведения паука в процессе охоты:
Где находится паук в ожидании добычи?
Как паук определяет, что добыча попала в ловчую сеть?
Какова масса добычи, на которую реагирует паук? (Для этого вам понадобятся сушенные насекомые, небольшой кусочек хлеба и весы с разновесами.)
Отметьте скорость передвижения паука к добыче. (Вам необходим для этого секундомер.)
Как влияет погода на уловы паука?