Памятка «Формирование исследовательских компетенций учащихся»
- обосновывать актуальность выбранной темы;
- четко ставить цели и задачи;
- самостоятельно определять методы достижения поставленных целей и задач;
- ориентироваться на фактор научности, новизны;
- самостоятельно исследовать;
- находить нестандартные решения проблем;
- пользоваться обширными и разнообразными источниками;
- стремиться к оригинальности защиты работы;
- строго придерживаться грамотности оформления;
- глубоко владеть материалами, “погружаться в проблему” ;
- обобщать и систематизировать информацию;
- организовывать работу группы;
- отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию, спор;
- владеть ораторским мастерством, умением держаться перед аудиторией, демонстрировать имидж.
ПРОБЛЕМА - нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.
ТЕМА - отражает характерные черты проблемы.
ОБЪЕКТ – совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.
ПРЕДМЕТ- включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливает границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.
ЦЕЛЬ - Планируемый результат деятельности. Формулируется кратко и предельно точно, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она состоит в изучении фактов, явлений, событий, установлении закономерностей, которые их связывают между собой.
ЗАДАЧИ – то, что необходимо сделать, чтобы достичь цели.
ГИПОТЕЗА - в ней содержится новое знание, это знание предположительное, вероятностное (для записи гипотезы возможны следующие клише: можно предположить; если…, то; предполагается, что…; допустим…; возможно… и прочее. Учащиеся могут ответить на вопрос «Что произойдёт, если…?»
Шаблон выступления
Уважаемые члены жюри. Юные исследователи! Вашему вниманию представляются результаты исследования по теме………
Не секрет, что в наше бурное время, в век физиков лирике уделяется меньше времени, но тем не менее остаются актуальными проблемы …что и привело к разработке данной темы. Проблема нашего исследования (…. ). Нахождение путей решения данной проблемы и стало целью данного исследования ИЛИ Цель нашего исследования…..
………..мы определились с задачами своего исследования:
- Определить…
- Изучить…
- Выявить…
Первой задачей нашего исследования было….. Решению этой задачи посвящена 1 глава нашего исследования, где мы представили теоретическое обоснование происхождения и …, а также изучили…. Так мы пришли к следующим выводам:
1.
2.
3.
Для решения второй задачи нашего исследования: изучения методик проведения…., для начала мы познакомились с анализом последствий (критическими статьями…..) и только после этого приступили к изучению современных методик, что и обобщили во второй главе нашего исследования и пришли к следующим выводам:
1.
2.
3.
Вторая глава нашего исследования определила наиболее оптимальный путь…..
В третьей главе мы изучили… Выбрали путь, по которому можно определить…
Сформулированные выводы позволяют судить о том, что цель исследования достигнута. Однако на этом наше исследование не окончено, оно ставит перед нами новую задачу (найти причину…определить… сравнить…и вычленить….). Но это будет уже другое исследование.
ОФОРМЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ
Источники |
Пример оформления |
---|---|
Один или два автора |
Котаў, А.I. Гісторыя Беларусі і сусветная цывілізацыя / A.I. Котаў. – 2-е выд. – Мінск : Энцыклапедыкс, 2003. – 168 с. |
Шотт, А.В. Курс лекций по частной хирургии / А.В. Шотт, В.А. Шотт. – Минск : Асар, 2004. – 525 с. |
|
Коллективный автор |
Военный энциклопедический словарь / М-во обороны Рос. Федерации, Ин-т воен. истории ; редкол.: А.П. Горкин [и др.]. – М. : Большая рос. энцикл. : РИПОЛ классик, 2002. – 1663 с. |
Отдельный том в многотомном издании |
Гісторыя Беларусі : у 6 т. / рэдкал.: М. Касцюк (гал. рэд.) [і інш.]. – Мінск : Экаперспектыва, 2000–2005. – Т. 3 : Беларусь у часы Рэчы Паспалітай (XVII–XVIII ст.) / Ю. Бохан [і інш.]. – 2004. – 343 с. |
Законы и |
Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с. |
Сборник статей, трудов |
Современные аспекты изучения алкогольной и наркотической зависимости : сб. науч. ст. / НАН Беларуси, Ин-т биохимии ; науч. ред. В.В. Лелевич. – Гродно, 2004. – 223 с. |
Инструкция |
Инструкция по исполнительному производству : утв. М-вом юстиции Респ. Беларусь 20.12.04. – Минск : Дикта, 2005. – 94 с. |
Учебно-методические материалы |
Горбаток, Н.А. Общая теория государства и права в вопросах и ответах : учеб. пособие / Н.А. Горбаток ; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, Акад. МВД. – Минск, 2005. – 183 с. |
Составная часть книги |
Михнюк, Т.Ф. Правовые и организационные вопросы охраны труда / Т.Ф. Михнюк // Безопасность жизнедеятельности : учеб. пособие / Т.Ф. Михнюк. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск, 2004. – С. 90–101. |
Статья из журнала |
Масляніцына, I. Жанчыны ў гісторыі Беларусі / I. Масляніцына, М. Багадзяж // Беларус. гіст. часоп. – 2005. – № 4. – С. 49–53. |
Статья из газеты |
Дубовик, В. Молодые леса зелены / В. Дубовик // Рэспубліка. – 2005. – 19 крас. – С. 8. |
Ресурсы |
Статут Международного Суда // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. – 2005. – Режим доступа : http://www.un.org/russian/documen/basicdoc/statut.htm. – Дата доступа : 10.05.2005. |
http://vak.org.by/.