Азбука современных форм воспитательной работы*
Агитационный поезд – инновационный формат реальных практик небольшого, передвижного коллектива с агитационно-пропагандистской и просветительной работой среди молодежи в виде различных «станций» (интерактивных площадок): лекции, мастер-классы, выставки, занимательные игры и занятия и др.
Аквариум – одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.
Арт-студия – пространство, где для участников есть возможность рисовать, лепить, заниматься творчеством и посредством этого исследовать различные социальные, психологические и другие вопросы.
Баркемп – сеть конференций, которая создается ее участниками. Конференции открыты для всех, проходят в формате докладов, тренингов, презентаций, обсуждений.
Баттл – состязание, словесный поединок двух и более участников с целью продемонстрировать превосходство над соперниками в каком-либо направлении.
Библио-глобус – мероприятие, посвященное книгам об истории разных стран, путешествиях и путешественниках, культуре, традициях.
Блогерская конференция – встреча, организованная совместно с блогерами для освещения в постах мероприятия или проекта.
Брейн-ринг – интеллектуальная игра, в которой побеждает самый эрудированный человек (или команда), отвечающий на вопросы ведущего на скорость.
Брифинг – это мероприятие, в ходе которого организатор доводит до присутствующих некую структурированную информацию (например, план действий на ближайшую перспективу, короткий отчет о проделанной работе и т.д.).
Био-шоу – мероприятие познавательно-развлекательного характера, в основе которого лежит обсуждение вопросов взаимоотношения человека и природы, основ экологии и экологических проблем общества.
Вахта памяти – серия мероприятий, направленных на воспитание патриотизма и уважительного отношения к героическим поступкам соотечественников: ветеранам Великой Отечественной войны, воинам интернационалистам.
Вебинар – разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через сеть Интернет.
Виртуальная выставка – публичная демонстрация достижений в какойлибо области деятельности учащихся в сети Интернет с помощью виртуальных стендов, а также общедоступных электронных ресурсов, рекомендуемых удаленным пользователям для ознакомления и использования.
Виртуальная экскурсия – организационная форма воспитания, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов (музеи, парки, улицы городов, пр.) с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов.
Виртуальный турнир – компьютерное моделирование реального состязания в соответствии с его правилами и принципами; набор запланированных игр.
Виртуальный тьюториал – совместное обучение посредством видео, с использованием инструментов, которые позволяют вовлекать учащихся в образовательный процесс, сделать мероприятие интерактивным и своевременно получить обратную связь.
Воркшоп – это формат обучающего мероприятия в небольших группах, которое помогает участникам быстро получить знания и сразу применить их на практике для формирования определенных навыков.
Встреча-полилог – способ обсуждения проблем с участием трех и более сторон, имеющих разные точки зрения на нее, проводится в формах беседы или дискуссии.
Выставка-презентация – презентация для массовой публики разработок и достижений учреждения образования и учащихся в различных сферах деятельности.
Видеофорум – интерактивный формат мероприятия с возможностью подключения к площадке.
Дебат-клуб – площадка для повышения уровня мастерства аргументированного спора.
Деловая игра – метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность, поведение, отношение людей путем игры, по заданным правилам.
Диалоговая площадка – это пространство коммуникаций, предназначенное для выработки решений по наиболее важным для молодых людей проблемам с участием представителей администрации учреждения образования, местной вертикали власти и институтов гражданского общества.
Дискуссионные качели – воспитательное мероприятие в форме ритмичного чередования суждений по предложенной теме. Возможна «перекличка» афоризмов, отстаивающих две разные точки зрения обсуждаемой проблемы.
Дискуссия – обсуждение спорного вопроса, проблемы; разновидность спора, направленного на достижение истины и использующего только корректные приемы ведения спора. Важной характеристикой дискуссии, отличающей ее от других видов спора, является аргументированность
Диспут – публичный спор, специально организованный обмен мнениями, в ходе которого происходит демонстративное столкновение по какому-либо вопросу, проблеме.
Индукционная мастерская – педагогическая технология, основанная на продуманной во всех деталях модели совместной деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательных мероприятий, отличающаяся стихийностью происходящих событий.
Интеллектуальный марафон – соревнование между командами на владение знаниями в различных (или конкретных) областях, которое призвано развивать логическое мышление и интеллектуальные способности каждого из участников.
Информационная пятиминутка – краткое ознакомление учащихся с событиями в стране и за рубежом, где помимо изложения материала по теме выступающий предусматривает демонстрацию наглядного материала, комментирует сообщение, обменивается мнениями с группой.
Информ-дайджест (дайджест) – краткий обзор актуальной информации, с обсуждением общественно-политических, социальных и других событий, наиболее интересных и значимых материалов периодической печати, информационных радио- и телепередач.
Интервью мнений – это форма беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задает вопросы (не менее трех) своим собеседникам и получает от них ответы.
Интеллектуальный аукцион – творческое мероприятие, разновидность квиза, способствующее привитию интереса к познанию, расширению кругозора, росту творческой активности участников, приобретению знаний всеми участниками. Интеллектуальное развлечение. На аукционе «продается» вопрос или приз и его можно «купить»: «покупка» совершается путем предъявления каких-либо знаний, затребованных «продавцом». По сути, это открытое соревнование на лучшее знание темы – приз получает тот, кто ответит последним. Сохраняется атрибутика аукциона: кафедра, молоток, колокольчик.
Инфо-сессия – это обучающее занятие, посвященное определенной теме, включающее теоретические и практические методы.
Интернет-серфинг – посещение веб-сайтов, поиск информации в сети Интернет.
Исследовательская лаборатория – форма организации деятельности по созданию и реализации исследовательских работ, которая связана с решением исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом.
Квест (квест-игра, интернет-квест) – интерактивная игра (командная или индивидуальная) с элементами приключений и неопределенности для участников, направленная на приобретение (и/или демонстрацию) знаний, умений и навыков по теме игры.
Квиз (квиз-игра) – это интеллектуально-развлекательная игра, в которой командам-участникам нужно отвечать на разные по тематике вопросы общие для всех участников (на логику, общую эрудицию, про музыку, кино, литературу и др.).
Квилт – креативная форма организации совместной работы по определенной теме, конечным результатом которой является создание информационных стендов, плакатов из лоскутков (стикеров).
Кворум – это собрание схожих по положению участников образовательного процесса (принцип «равный обучает равного»), на котором поднимаются вопросы, требующие совместный анализ и корректировку.
Кейс (кейс-метод, кейс-технология) – интерактивная форма обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная на освоение знаний и формирование у учащихся новых качеств, умений, компетенций. В основе кейса-проблемная задача-ситуация, которую участники должны проанализировать, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.
Коворкинг – форма организации совместной занятости группы людей, которые собираются для делового и дружеского общения, а также организации рабочего процесса по проблемным вопросам общей деятельности.
Круглый стол – собрание заинтересованной в обсуждении той или иной темы аудитории.
Лаборатория (исследовательская, проблемная) – форма исследовательской деятельности в образовании, которая используется в ходе проблемных учебных и воспитательных занятий, для углубления и закрепления теоретических знаний и развития навыков.
Лэпбук – самодельная интерактивная папка с вкладками и подвижными деталями, в которой помещены материалы по определенной теме.
Литературный калейдоскоп – это увлекательная, познавательная информация о писателях и книге как культурном феномене, интересные факты из истории создания литературных произведений.
Марафон (лингвистический, правовой, интернет-марафон) – интенсивная программа комплексного развития и обучения, ориентированная на текущие задачи и потребности аудитории.
Мастер-класс – интерактивное занятие по совершенствованию практического мастерства, которое проводится экспертом в определенной области профессиональной деятельности. Может проводиться как самостоятельное мероприятие, так и в рамках Дня открытых дверей, выставки, презентации и других форм профориентационных мероприятий.
Мастерская (творческая, проблемная, педагогическая) – это форма организации занятий, инновационная технология обучения, которая развивает у участников познавательные, творческие и коммуникативные способности, позволяет осуществить процесс поиска знания путем самостоятельного или коллективного открытия.
Медиапрограмма – форма вовлечения молодежной аудитории к обсуждению важных вопросов.
Митинг-реквием – мероприятие, посвященное увековечиванию памяти о погибших в годы Великой Отечественной войны, жертвах сожженных деревень, геноцида и т.д.
Нетворкинг – это способ выстраивания сети профессиональных или социальных контактов. Основная идея заключается в создании собственного уникального сообщества с помощью круга друзей и знакомых, работающих или имеющих связи в той или иной сфере для максимально быстрого и эффективного решения задач.
Онлайн-квест – новый уникальный формат квестов, где задания выдаются командам через специальную игровую систему посредством использования устройств с выходом в сеть Интернет. В этой же системе команда получает подсказки и вводит коды.
Открытая кафедра – уникальный формат проведения публичных лекций; игровая форма воспитательной работы с учащимися с целью развития их социальной и гражданской позиции; один из способов демонстрации личности учащегося, где он опирается на свое воображение, играя роль в воображаемой ситуации «перед всем миром», обращаясь непосредственно к сидящей перед ним публике.
Открытый диалог – дискуссионная площадка, позволяющая поднимать самые острые проблемы и задавать волнующие вопросы представителям органов власти, политикам, предпринимателям, общественным деятелям.
Панельные дебаты – вид обмена мнениями, отличающийся формализованным обсуждением, которое строится на заранее спланированных выступлениях участников, имеющих прямо противоположные мнения по обсуждаемой проблеме.
Панельная дискуссия – форма работы, при которой выступают несколько экспертов, как правило, излагающих разные точки зрения на обсуждаемый предмет, после чего модератор предлагает остальным присутствующим задавать вопросы выступающим.
Практикум (интерактивный, ситуативный) – особый вид учебных занятий, имеющих целью практическое усвоение основных положений по определенной тематике, поиск практических путей решения социальных проблем и задач.
Пресс-релиз (пресс-турнир) – форма информационного часа, позволяющая активизировать интерес учащихся к периодическим изданиям, расширять кругозор по различным проблемам общества, выделять главное из различного рода информации.
Проблемная мастерская – способ организации совместной деятельности, системообразующим элементом которой является проблемная ситуация, способствует самообучению, саморазвитию и самосовершенствованию молодежи.
Профессиональная проба – профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.
Рассказ с ошибками – способ профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач через поиск и решение ошибок в поведении героев.
Свободный микрофон – ценностно-ориентированная деятельность участников мероприятия в ситуации диалога на заданную актуальную тему, основанная на принципах демократии и плюрализма мнений.
Селфи-тур – форма путешествия в небольших группах по необычным маршрутам, с целью сделать снимок себя в различных местах или на определенную тему.
Смартмоб – форма самоструктурирующейся социальной организации посредством эффективного использования высоких технологий, в отличии от флешмоба, подразумевает наличие смысла и цели акций.
Стрит-баттл – одна из разновидностей баттла, это соревнование команд по определенному виду деятельности под открытым небом.
Стэндап (стендап-party) – это шоу или выступление в форме монолога, отражающего рассуждение о насущных вопросах, актуальных событиях или о проблемах, близких как оратору, так и его аудитории.
Тугензинг – коллективное выполнение какого-либо занятия, имеющего общую пользу.
Устный журнал – это мероприятие, при проведении которого сведения сообщаются в форме отдельных «страниц». Он может быть тематическим и комбинированным.
Фестиваль – массовое празднество, показ (смотр) достижений
музыкального, театрального, эстрадного, циркового или киноискусства, а также спортивных достижений.
Фестиваль молодежных инициатив – это одна из разновидностей фестиваля, направленного на вовлечение и объединение молодежи в творческую деятельность, раскрытие потенциала молодежи по определенному направлению деятельности или теме.
Флешмоб – заранее спланированное мероприятие, в котором большая группа людей появляется в определенном месте и выполняет заранее оговоренные действия (по сценарию).
Форум – широкое по времени и охвату мероприятие, проводимое для обозначения или решения каких-либо в достаточной степени глобальных проблем и задач.
Форум-театр (театр-экспромт) – методика интерактивной работы, направленная на решение социальных проблем. Главная цель форум-театра – предоставление информации и обретение навыков разрешения существующей проблемы определенным человеком с использованием опыта других людей и с подключением возможностей собственного эмоционального интеллекта.
Философский стол – это коллективная интеллектуальная работа по поиску социального значения и личностного смысла различных явлений жизни.
Хеппенинг – импровизированная форма взаимодействия ведущего с аудиторией, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии ведущего, но не контролируемые им полностью.
Час общения – это форма воспитательной работы, при которой молодежь принимает активное участие в специально организованной деятельности, позволяет создавать в коллективе атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения.
Челлендж (занятие – челлендж, фото-челлендж, арт-челлендж):
интернет-челлендж – разновидность интернет-роликов, в которых человек выполняет задание на видеокамеру и размещает его в сети, а затем предлагает повторить это задание своему знакомому или неограниченному кругу пользователей; фото-челлендж – современная форма соревнования в выполнении определенных заданий с размещением для всеобщего обозрения фотографий или видеороликов процесса; арт-челлендж – это творческое задание, которое предполагает выполнение рисунка на определенную тему и в определенный срок (на день или неделю), способствующее развитию креативного мышления, творческого потенциала и эстетического вкуса молодых людей; заниятие-челлендж – своеобразная форма соревнования с рядом заданий различного уровня сложности с включением игровых моментов, способствующих росту интереса молодежи к наукам, развитие их интеллектуальных способностей.
Экологический диктант – это интерактивный просветительский проект, направленный на популяризацию экологии, повышение экологической осознанности, накопление знаний о бережном отношении к природе.
Эссе – это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
Эстафета мнений – ценностно-ориентационная форма деятельности, заключающаяся в поочередном высказывании мнений молодежи по определенной тематике (один человек или группа начинает эстафету, остальные ее продолжают, все более углубляясь и детализируя предложенную тему).
Фокус-группы – форма работы, заключающаяся в организации какоголибо исследования посредством сбора группы для обсуждения поставленной задачи.
Уроки мужества – форма обсуждения с учащимися представлений о мужестве, долге, физической и нравственной готовности оказать помощь, чести, ответственности.