Выбираем профессию.
ПСИХОЛОГ РЕКОМЕНДУЕТ.
Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю. Пользуйся информацией профессионалов. Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется), реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».
С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ:
Изучи глубже самого себя:
· Разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях.
· Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.
· Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов.
· Определи, какой вид деятельности интересен; проанализируй, в какой степени выражены склонности к работе в сферах «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ»; составь формулу интересующей профессии.
· Выясни, работники каких профессий требуются на рынке труда, в городе, районе, где вы живете.
· Сопоставь полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать.
Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.
· Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически и — действуй!
· Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию; побывай в учебных заведениях на «Днях открытых дверей».
· Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.
· Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.
ЛИЧНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН УЧАЩЕГОСЯ
1. Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).
2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).
3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы).
4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).
5. Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).
6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта.
ПРИНЦИПЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ. Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:
· что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);
· что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);
· что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);
· что от него потребует работа и трудовой коллектив.
ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ. Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.
ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах; чтение литературы, экскурсии, встречи со специалистами, посещение учебных заведений в «Дни открытых дверей», самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.
ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ. Отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это — психические процессы (мышление, память, внимание) и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.
ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
1. НЕЗНАНИЕ ПРАВИЛ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ:
· выбор профессии за компанию;
· перенос отношения к человеку на саму профессию;
· отождествление учебного предмета с профессией;
· ориентация сразу на профессии высокой квалификации;
· неумение определить путь получения профессии.
2. НЕЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ:
· незнание или недооценка своих физических особенностей;
· незнание или недооценка своих психологических особенностей;
· неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.
3. НЕЗНАНИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ:
· увлечение только внешней стороной профессии;
· предубеждение в отношении престижности профессии;
· незнание требований профессии к человеку;
· устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПРИ ВЫБОРЕ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.
Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:
· Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?
· По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?
· Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?
· Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?
· Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)? Какова продолжительность обучения?
· Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?
· Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении?
· Адрес учебного заведения и его полное название?
УСЛОВИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
- зона оптимального выбора
ХОЧУ — стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы).
МОГУ — возможности личности (состояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).
НАДО — потребности общества в кадрах, и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей.
Планируя свою профессиональную карьеру,
полезно ответить на следующие вопросы:
· От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?
· Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?
· Какие учебные предметы у вас любимые?
· Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?
· О какой работе вы мечтаете?
· Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?
· Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе, с кем вы работаете, как проводите время?
· Каковы ваши критерии выбора профессии? (обязательные и желательные)
· Какие ваши сильные стороны и навыки более всего позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?
· Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?
· Если работа, идеальная для вас недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в избранном направлении?
· С кем можно посоветоваться, чтобы получить полезную для планирования карьеры информацию?